Российские чиновники думают, что на гей-парадах «разряженные люди в полуголом виде совокупляются на улице»

Корреспондент «Белсата» Роман Янченко пообщался с московским ЛГБТ-активистом Николаем Алексеевым и узнал о том, как ЛГБТ-сообщество в России на протяжении многих лет борется за свои права.

До определённой поры город Кемерово и его жители особо не отличались воинственной гомофобией, накрывшей в последние годы всю страну. Например, многие знают, что центральная прогулочная улица Весенняя – традиционное место встреч людей с нетрадиционной ориентацией, которые сидят не только на лавочках «весеньки», но и в кожаных креслах высоких и не очень кабинетов различных органов государственной власти. Более того, несколько лет назад в городе даже удалось провести кинофестиваль на тему ЛГБТ «Бок о бок», правда, повторные попытки не удались, в 2012 году местная власть и кинотеатральный бизнес встали на сторону набиравших тогда силу православных активистов, а местная полиция призналась, что не сможет гарантировать безопасность организаторов и зрителей фестиваля. Новая волна гомофобии захлестнула город в 2016 году: в СМИ появились новости о том, что ЛГБТ-сообщество планирует провести в Кемерове гей-парад, но мэрия, разумеется, отказала организаторам в его проведении. Тема поутихла до осени 2018 года, когда Европейский суд по правам человека сообщил российскому Правительству о жалобах организаторов на этот запрет. Соцсети загудели, снова потекли реки гомофобных комментариев…

Гей-парад по-русски – это не карнавальное шествие полуголых накрашенных мужиков под песни Рикки Мартина, а серьёзное правозащитное мероприятие, согласовать которое ещё не удалось ни в одном российском городе.

Чиновникам везде мерещится секс

— Какой реакции от российских властей вы ожидаете на этот ответ Европейского суда?

— Жалоба относительно Кемерова была зарегистрирована лишь в минувшем апреле, хотя была подана ещё в 2016 году. Сейчас она коммунцирована, то есть, российским властям дан срок до 18 января 2019 года на ответ. Хотя в этом письме оговорено, что они могут не отвечать на эти претензии, так как данный случай — устоявшаяся практика Европейского суда, поэтому он будет рассматриваться в упрощённом порядке Комитетом из 3 судей, а не Палатой. Мы уже выиграли несколько дел, в том числе о неправомерности запрета проведения гей-парадов в Москве, о неправомерности российских законов о гей-пропаганде. Кемеровское дело пойдёт по этим же прецедентам, я абсолютно не сомневаюсь, что мы его выиграем.

— Какие основные цели преследует ваша организация?

— Главная цель: согласование наших акций в сфере свободы собрания ЛГБТ-людей в России. Это абсолютнейший беспредел, который продолжается на протяжении уже 13 лет точно. Согласовать какую-либо публичную акцию с властями невозможно. Как только в заявке упоминаются вопросы, связанные с гомофобией, трансфобией, права ЛГБТ-людей, соответствующие термины – это мероприятие запрещается автоматически со ссылкой на законодательство о гей-пропаганде, хотя Европейский суд уже сказал, что это законодательство никак не может применяться для запрета публичных акций.

Чиновники привязывают наши мероприятия к пропаганде нетрадиционных сексуальных отношений, им везде мерещится секс, а к сексу они не имеют никакого отношения, потому что они касаются исключительно правозащитных аспектов.

Мы хотим добиться в первую очередь исполнения тех прав, которые уже имеем согласно Конституции, Европейской конвенции и российскому законодательству: право на свободу собраний, право на свободу ассоциаций, право на свободу выражения мнений, право не подвергаться дискриминации по различным основаниям, в том числе сексуальной ориентации и гендерной идентичности, чтобы это было прописано в уголовном, трудовом законодательстве. Далее пойдёт вопрос о признании однополых браков, потому что это тоже очень важный вопрос, который касается миллионов людей, живущих в этой стране, так как на сегодня они бесправны, как и их дети, которых они воспитывают в таких семьях. Эти вопросы должны быть юридически урегулированы. Пускай власти даже называют это не браком, пускай они называют это гражданским союзом, пускай это будет называться гражданским партнёрством, именно с этого начинало большинство стран.

— Почему вам отказали в проведении гей-парада в Кемерове, и почему вы выбрали именно этот суровый шахтёрский город, в котором геев, мягко говоря, не жалуют?

— Мы ведём общероссийскую компанию за свободу собраний для ЛГБТ-людей на протяжении уже 2,5 лет и на сегодня у нас охвачено 295 городов России в 80 субъектах РФ. Мы подавали заявки во всех столичных городах сибирского региона, в том числе и в Кемерове, власти которого запретили наше мероприятие с абсолютно стандартной формулировкой, сказали, что все места заняты, и, насколько я помню, они даже не упоминали законодательство о гей-пропаганде. Теперь же, согласно последним разъяснениям Пленума Верховного суда, если место занято или непригодно, власти обязаны предложить другое место. Но если оппозиционерам хоть какие-то варианты предлагаются на задворках и так далее, нам не предлагается никаких вариантов, вообще! Думаю, что это не какая-то своя, отдельная позиция властей Кемерова, это жёстко выстроенная вертикаль от самого верха до самого низа. Просто кемеровские власти прекрасно понимают, что, если они сейчас разрешат, они выбьются из общей существующей канвы и создадут прецедент.

— Есть ли в планах повторная организация парада в Кемерове или другом сибирском городе?

— Мы вообще планировали подавать заявки в сибирских городах с меньшим количеством населения. Я не исключаю, что эти заявки будут поданы рано или поздно в Кемеровской области: в Новокузнецке, в Прокопьевске, Киселёвске и других городах, в том числе и в Кемерове.

Гей-парад по-русски – это не карнавал с полуголыми мужиками

— Есть ли в России примеры удачного проведения гей-парадов?

— Пока нам не удалось согласовать с властями ни одного своего мероприятия, но мы провели множество несогласованных, например, в Петербурге, в Москве, Костроме, Архангельске в форме одиночных пикетов, которые не нужно согласовывать. Где-то они прошли без юридических последствий, где-то они прерывались и людей обвиняли в пропаганде.

— Судя по высказываниям в соцсетях, многих людей бесит или пугает даже возможность проведения в их городе гей-парада, дескать, живите себе тихо, зачем выпячивать свою личную жизнь напоказ? Многие связывают парады с пропагандой гомосексуализма и угрозой психологическому здоровью своих детей.

— Ни парады, ни другие мероприятия – это не самоцель, это лишь средство достижения того самого равноправия, о котором я говорил, получение возможности донести свою позицию до общества и до властей, вот и всё.

И, конечно, это не мероприятие разряженных людей, которые в полуголом виде будут совокупляться на улице. Просто наши власти делают всё для того, чтобы именно такой образ и сохранился.

Единственным их аргументом против наших мероприятий является утверждение, что на них будут пропагандироваться какие-то сексуальные отношения, когда на самом деле никакого отношения к сексу эти мероприятия не имеют. Они преследуют исключительно правозащитные цели. Естественно власти будут показывать кадры с продвинутых гей-парадов со всего мира для того, чтобы сказать: вы хотите вот это вот увидеть на улицах наших городов? Это абсолютная подмена понятий, которая не имеет ничего общего с реальностью. Против нас работает целая государственная машина пропаганды, и мы постоянно натыкаемся на волну этой откровенной лжи, которую очень сложно преодолеть.

Власти боятся разрешить парад даже в День ВДВ

— В паблике соцсети «Вконтакте» «Типичный Кемерово» под новостью о Европейском суде масса негативных гомофобных комментариев. Как вы относитесь к таким комментариям и комментаторам? Что бы вы сказали кемеровчанам, осуждающим проведение гей-парада в городе?

— Моё пожелание жителям города Кемерова в том, чтобы они не делали выводов о каких-либо вещах, в том числе о гей-парадах, ЛГБТ-мероприятиях и вообще о ЛГБТ-людях просто по тому, что вам кто-то что-то рассказал, и вы сами с этим даже никогда не сталкивались. Сначала посмотрите разные точки зрения на этот счёт и после этого сделайте свои выводы.

— Один из самых распространённых комментариев к новостям на тему ЛГБТ – «шутка», в которой предлагается разрешить гей-парад в городе в День ВДВ с явным намёком на то, что участников парада изувечат на радость публике. Как вы относитесь к таким предложениям? Предлагала ли администрация какого-нибудь города подобный вариант проведения парада?

— Всё уже проходили, старо, как мир. Эти советы недалёкие политики нам дают на протяжении многих лет уже и был даже прецедент. Я-то согласен хоть в День ВДВ, хоть 31 декабря, хоть на Новый год, хоть в День пограничника, когда угодно, мне вообще всё равно. Вопрос не в этом! У нас был случай в Архангельске, где в 2015 году бывший мэр Павленко за некоторое время до праздника десантников заявил, что разрешит нам гей-парад только в День ВДВ. Мы оформили заявку на проведение парада в этот день и что вы думаете? Павленко его запретил. Мы ему говорим, предлагайте любой день, мы проведём, а он говорит «Нет!». А почему? Да потому что это пустой трёп! Это сальные и никому уже неинтересные шуточки. Никакой парад они согласовать в День ВДВ не могут, потому что, согласно действующему законодательству, они обязаны будут обеспечить безопасность участников этого мероприятия, вне зависимости от того, какой там будет день – ВДВ, не ВДВ и так далее, чего они делать не хотят. И если они допустят, чтобы на улицах был беспредел, думаю, они сами полетят со своих постов. Поэтому после этой архангельской истории, можете предлагать что угодно, это полный бред.

Придёт время гей-назначений во власти

— В Кемерове, как, вероятно, и в любом другом городе латентные гомосексуалы занимают достаточно высокие должности, в том числе и во властных структурах, говорить об этом открыто не принято, сами они, разумеется, свою ориентацию не афишируют. Мне кажется, такое положение дел резко контрастирует с общей государственной гомофобной политикой. Как вы относитесь к таким двойным стандартам?

— Если эти люди ничего не делают плохого для ЛГБТ-сообщества, не выступают с гомофобными заявлениями и так далее, мне кажется, что это их личное дело. Конечно, с человеческой точки зрения, это лицемерно, потому что они фактически сами таковыми являются, но абсолютно не предпринимают никаких действий, чтобы изменить ситуацию к лучшему. А почему не предпринимают? Потому что, как только они об этом заикнутся, их, безусловно, сразу же попрут со своих постов. Потому что есть общегосударственная политика, фактически – политика американской армии до недавнего времени: Don’t ask, don’t tell – «Не спрашивай, не говори». То есть, до тех пор, пока ты публично не признаёшься, ты можешь служить, а как только ты в этом публично признался, покидаешь наши ряды. Всё это осталось в России на политическом уровне, это огромное количество людей, которые находятся во власти на самых высших должностях и, тем не менее, не делают ничего, чтобы изменить эту ситуацию. И самое печально, что среди них есть люди, которые делают всё для того, чтобы ухудшить ситуацию, вот это самое ужасное и противное.

— Что ожидает этих людей, если они совершат каминг-аут?

— Их просто уберут из государственных органов. Пока не будет сигнала и востребованности на высшем уровне появления в российской политике открытых геев, чтобы пустить пыль в глаза мировому сообществу, для того, чтобы показать Европе или Западу, что мы толерантное государство. Дескать, «Вот они! Пожалуйста!», в том числе на позициях власти и так далее. Когда такой сигнал сверху появится, их же специально назначат: давай, ты скажешь, что ты гей, и ты скажешь, что ты гей, и мы покажем Западу, какое у нас толерантное государство. Но это не будет их душевным порывом, их просто назначат, они признаются и всё, а суть дела, скорее всего, не изменится.

В российском обществе ненависти к геям нет!

— А как отреагирует на это российское общество, в котором культивируется ненависть к геям?

— Я вас уверяю, что в российском обществе никакой ненависти к геям нет, это всё придумано властями, и ми же нагнетается. Я допускаю, что есть много отморозков, которые будут всячески стоять на своём, в том числе и нападать, и убивать, и всё остальное, это естественно. Пока они будут безнаказанны, пока против них не введут соответствующую статью, и не будут сажать в тюрьмы.

— Так почему в современной России такое резко негативное отношение к гомосексуалам?

— Множество факторов: это и негативное советское прошлое, где соответствующая статья до 1993 года существовала, это и современная политика так называемых нравственных ценностей, которых на самом деле нет, но на бумаге они красиво существуют.

Политика противостояния Западу и, конечно же, очень сильное влияние Русской православной церкви, которая очень активно выступает против любых позитивных шагов в отношение ЛГБТ-сообщества. Точно так же было с католической церковью в европейских странах несколько десятилетий назад.

В принципе путь-то один и тот же, просто Россия задерживается лет на 30-50, и всё равно мы достигнем того же, что и на Западе. Для России есть только два пути: либо мы придём к тому, к чему пришли западные страны, а мы уже идём по этому направлению, либо снова опустится железный занавес и всё вернётся к тому, что было много лет назад.

Беседовал Роман Янченко, «Белсат»

Новости