США сбивают в Сирии самолеты Асада и Ирана, чтобы показать Путину его место


За несколько дней американская авиация сбила уже два летучих аппарата союзников российского президента в Сирии. Сначала это был истребитель Су-22 сил президента страны Башара Асада, потом – вооруженный иранский беспилотник Shahed-129.

Во вторник иранский ударный дрон приближался к позициям в сирийском городе Ат-Танф, который американские, британские и норвежские подразделения специального назначения используют как базу для подготовки повстанцев, воюющих против Асада и террористов из «Исламского государства». В результате американский истребитель F-15 уничтожил цель.

Силы международной коалиции под руководством США заявили, что не собираются воевать против армии Асада, российских войск или их союзников, однако будут защищать себя или своих партнеров от любой угрозы.

«Война за наследие ИГ»

Эскалация напряженности произошла на фоне больших операций, международная коалиция проводит против «ИГ» – окончания штурма города Мосула в Ираке и постепенного окружения города Ракка в Сирии, который считается столицей исламистов.

Карта Сирии. Желтое – СДС, розовое – силы Асада, серое – “Исламское государство”. Красная линия – река Евфрат, к западу от которой Москва не хочет видеть самолетов коалиции.

 

 

 

Если в Ираке нет политических сил, которые воюют и против исламистов, и против антиисламистской коалиции во главе с США, то в многосторонней гражданской войне, которая происходит в Сирии, ситуация иная. В Сирии США поддерживают Сирийские Демократические Силы – многоэтнический и многорелигиозный конгломерат политико-военных формирований, которые борются одновременно против сирийского диктатора Башара Асада и исламистов.

Основную роль в СДС играют курды, однако присутствуют также мусульмане других этносов (арабы, туркмены, черкесы, чеченцы) и христиане (армяне и ассирийцы). Все они объявили своей целью построение секулярной демократической Сирии с федеративным государственным строем.

Боевики «ИГ», которые воюют одновременно и с Асадом и с СДС, постепенно отвлекаются от Ракки, чтобы воевать с СДС. В результате войска Асада, которые пользуются поддержкой российской и иранской авиации, без больших боев наступают и входят во все более тесный контакт с силами СДС. Между двумя сторонами начинаются вооруженные столкновения.

Линия соприкосновения войск Асада и СДС может стать в будущем рубежом двух новых государственных образований на месте Сирии – таким образом обе стороны заинтересованы в том, чтобы максимально продвинуться вперед, не дать конкуренту захватить слишком много земли, с которой отступают исламисты.

Еще один «нож в спину»?

Таким образом, противники, за которыми стоят США и Россия, рискуют ввязаться в конфликт уже между собой, деля шкуру еще не до конца добитого «Исламского государства». Однако на более высоком уровне ситуация свидетельствует о провале политики Владимира Путина использовать сирийскую войну как площадку для больших переговоров с США.

После аннексии Крыма и организации войны против Украины на Донбассе в 2014 году отправка российских войск в Сирию в 2015 году была оценена почти всеми аналитиками как заявка на нормализацию отношений с Западом, как попытка через совместную борьбу с исламистами договориться о разделе сфер влияния – прежде всего добиться признания аннексии Крыма и хотя бы частичного снятия санкций.

Американский штурмовик А-10 поддерживает операции против “ИГ”. Вероятно, внизу Евфрат. Фото – Michael Battles / U.S. Air Force.

 

Действия американской авиации, как и более ранний удар ракетами Tomahawk по сирийской авиабазе Шайрат, демонстрируют нежелание признавать российский экспедиционный корпус в Сирии равной себе силой, а позиции Москвы в Сирии – аргументом в большой геополитической игре.

Весной, хотя Москва заявляла о намерении защищать сирийские войска от бомбежек, российские зенитные комплексы С-300 и С-400 не сделали ни одного выстрела по 59 «томагавкам», которые наказывали Башара Асада за химическую атаку против мирного населения.

Теперь, хотя Москва грозит сделать самолеты международной коалиции целями для своих зенитных комплексов, Вашингтон открыто говорит, что не изменит свою политику в воздушной войне.

Путину остается либо отступить, либо рисковать эскалацией конфликта с Западом там, где он собирался с Западом мириться. При этом обеспечение российских сил в Сирии может быть в любой момент перерезано силами коалиции, что означает быстрое и масштабное поражение Москвы при любом варианте развития событий в сторону эскалации.

Александр Гелогаев/ТП

Новостная лента