Журналисты – не «изюм».Пресс-конференция по поводу задержаний журналистов. Видеотрансляция


В связи с массовыми задержаниями журналистов БАЖ организует пресс-конференцию с участием представителя «Белсата» Светланой Калинкиной и журналистов, которых задерживали.

За последние две недели в Беларуси было задержано 28 журналистов. Это вдвое больше, чем за целый прошлый год. Выписываются штрафы, выносятся сутки ареста – все, чтобы создать преграду выполнению профессиональных обязанностей тем, кто транслирует действительность без фильтров.

Журналисты – не «изюм»

Белорусская ассоциация журналистов направила письма в адрес министра внутренних дел и генерального прокурора.

«Используются все возможные методы давления, угрозы лишения аккредитации. А что касается абсурдных действий, когда давление идет даже через семью, ребенка, то это показывает уровень нашей власти», – говорит председатель Белорусской ассоциации журналистов АндрейБастунец.

Журналисты обвиняются, в основном, в участии в несанкционированной акции, нарушении порядка изготовления или распространения медийной продукции, или еще в неповиновении сотрудникам милиции, что может предусматривать до 15 суток ареста.

«Очевидно, почему началась охота на журналистов. И конкретно на тех, кто снимает, кто транслирует события буквально в прямом эфире. Та реальность, которая создавалась двадцать лет, будто все живут счастливо, и только некоторые нечестные политики и журналисты подстрекают людей, разваливается на глазах именно благодаря людям, которые доносят происходящее. Всю эту “горячую” весну люди видят в прямом эфире. Властям не нравится то, что они видят в зеркале, которым являются журналисты», – считает Светлана Калинкина, представитель телеканала «Белсат».

Екатерина Андреева, «когда услышала «Свободу журналистам!», заплакала от счастья»

Екатерину Андрееву задержали во время прямого эфира в Орше. Вместе с оператором Александром Борозенко они оказались в участке. На Александра составили протокол, якобы он припарковался в неположенном месте, а Екатерину продержали более суток в РОВД, без объяснений. На следующий день, 13 марта, состоялся суд, и девушку выпустили со штрафом в 690 BYN.

«Я была уверена, что все закончится без суда, возможно, только с протоколом. Все стало для меня шоком, но теперь я буду знать, чего ждать», – говорит Екатерина.

Александру Борозенко, который остался в Орше, не разрешили передать Екатерине необходимые вещи или еду. Девушке не давали на руки протокол, не говорили, когда точно состоится суд, в чем ее обвиняют. Все это время она находилась в камере, на условиях настоящего правонарушителя.

«Я не ела, специально в знак протеста, но мне и не хотелось, так как еда была грязная, рядом стояла уборная. Силы уходят, я не могу стоять, ложусь на скамью или на пол, а они начинают стучать в дверь, чтобы я не ложилась, потому что днем ​​нельзя лежать, только сидеть или ходить. Когда открыли двери, у меня слезы от нервного напряжения сами полились. А потом, когда подходила к зале суда, я услышала коллег, приехавших меня поддержать. Они кричали «Свободу журналистам!», и я заплакала уже от радости».

Ольга Чайчыц: «Это не за мной, это за вами»

Журналистку «Белсат» Ольгу Чайчыц вместе с оператором Сергеем Ковалевым задержали 18 марта, также во время стрима. Они снимали свидетеля задержания общественного активиста Виктора Марчика, и уже уезжая из Слонима заметили уазик, полный милиционеров. Они позвонили свидетелю, чтобы предупредить, что его, возможно, будут задерживать. На что он ответил: «Это не за мной, это за вами».

В результате – несколько часов в отделении, где им ничего не объясняли, протокола на руки не давали, только сказали, что на них заведено дело. До сих пор неизвестно, какое. Сейчас они ждут повестки в суд по почте.

Ольга считает, что прямой эфир – это способ защитить журналиста и немножко придержать действия милиционеров. Как только исключается камера, они начинают вести себя по-другому, начинаются грубости.

«Каждый человек, а милиционер – тоже человек, не желает показывать себя с худшей стороны перед всей страной. Поэтому, когда мы предупредили их, что у нас идет прямой эфир, они, конечно, и дальше выполняли приказ, но старались как-то прилично себя вести. Даже был момент, когда я сказала в эфире, что нам теперь придется слушать музыку, которую слушают милиционеры, так как они включили очень громко радио. Они постеснялись и сказали, что могут включить все, что мы захотим. Я предложила выключить, и они выключили».

А после, в участке, Ольге сказали, что она «плохая мать», когда та предупредила, что у нее дома маленький ребенок и не стоит ее держать слишком долго.

Галина Абакунчик, «Как в боевиках»

Галина Абакунчик, журналистка «Радио Свобода» также вела стрим на своей странице в Facebook во время задержания в Орше. Задержание произошло уже после акции, журналисты заметили, что за ними следили.

«Как в боевиках, выскочили ОМОНовцы, схватили нас и увезли в отделение. Грубо вырвали всю технику, а потом мы просто три часа сидели. Нам говорили, что мы не задержаны, но никуда выйти не позволяли. Было понятно, что они ищут статью, по которой нас судить».

Кроме штрафа в 25 базовых величин, Галина получила предупреждение от Министерства иностранных дел, что ей могут не продлить аккредитацию на следующий год. По ее словам, это умышленное препятствие журналисткой деятельности.

«Коллеги были шокированы, как и я. Они говорят, что это препятствие работе журналистов, которые работают эффективно», – говорит Галина.

Когда в отделении она сообщила, что у нее дома находится несовершеннолетняя дочь, ей предложили вызвать инспекцию по делам несовершеннолетних и прислать специалистов, чтобы посмотрели ребенка. Через несколько дней ей сообщили из школы, что ее дочерью интересовалось управление образования. На что Галина говорит, что ее семья хорошо понимает, что происходит и поддерживает журналистку со всем воодушевлением.

«Сегодня нельзя этим запугать. Запугать можно того, кто в чем-то виноват. Я ни в чем не виновата, и никто не имеет права запретить мне работать как журналистке. Это никак не действует, кроме того, что они сами показывают свой страх », – говорит Галина.

Репрессии в отношении журналистов белорусских независимых СМИ уже получили отклик в международных организациях. Репортеры без границ, Freedom House, а также Евросоюз высказались с требованием прекратить давление на журналистов в Беларуси.

Белорусская ассоциация журналистов продолжает требовать от министерства внутренних дел и генеральной прокуратуры расследований, объяснений и привлечения к ответственности тех, кто превысил свои полномочия, выносил несправедливые приговоры.

Руководитель правовой службы БАЖ Олег Агеев пытается попасть в МВД на прием, но до сих пор у него не получается.

«Напоминаем, что журналисты имеют право находиться на местах событий независимо от того, есть ли разрешение на мероприятие. Впереди нас ждет еще одна праздничная дата, и неизвестно, каким образом там будут разворачиваться события», говорит Андрей Бастунец.

«Одно нас спасало все эти 20 лет – журналистская солидарность. Надеюсь спасет и сейчас. Были времена, когда только это спасло нас в профессии, и независимые СМИ и конкретных людей. Я думаю, что сейчас этот призыв «Друг за друга – держимся правды» снова очень актуален», – сказала Светлана Калинкина.

Преследование журналистов – спланированная акция

18 марта белорусская милиция и спецслужбы провели скоординированную по всей стране акцию запугивания журналистов, особенно тех, кто сотрудничает с «Белсатом».

Кроме преследования съемочных групп в Орше (задержаная Екатерина Андреева и Александр Борозенко) и Борисове (журналистка Ольга Чайчыц и оператор Сергей Ковалев) задержания журналистов, сотрудничающих с нашим телеканалом, происходили по всей стране.

В Кобрине схватили Александра Левчука и Милану Харитонову, сотрудничающих с «Белсатом»: им милиционеры побили технику и угрожали в участке.

В Гомеле милиция задержала машину журналистки Ларисы Щиряковой по формальной причине: якобы автомобиль угнан. Также на Гомельщине остановили оператора Андрея Толчина и тележурналиста Константина Жуковского, который управлял собственным автомобилем. Сотрудники ГАИ требовали показать, что находится в багажнике, а затем в течение нескольких часов не отдавали документы.

В Витебской области милиционеры задержали журналистов Сергея Русецкого и Владимира Лунева. Их доставили в Полоцкий РОВД. По словам милиционеров, причина задержания в том, что 1 марта в деревне Фариново произошло разбойное нападение, и автомобиль, на котором передвигались журналисты, похож на автомобиль, который фигурирует в деле по разбойному нападению.

За несколько дней до этого правоохранители препятствовали выполнению служебных обязанностей журналистам Алесю Залевскому и Ольге Давыдовой, когда те направлялись в Гродно, чтобы вести стрим с акции нетунеядцев, работники госавтоинспекции задержали автомобиль и не отпускали журналистов в течение нескольких часов.

Машину с журналистом Евгением Меркисом заблокировали на подъезде к Рогачеву: ГАИ перекрыла дорогу якобы для проведения следственного эксперимента. Нашему коллеге, однако, удалось попасть на кцию протеста. Против него заведено административное дело за якобы «нелегальное изготовление и распространение продукции СМИ».

14 марта Сергей Петрухин, автор и ведущий «Народного репортера» получил 15 суток ареста заочно за участие в «Марше нетунеядцев» в Бресте. 15 суток получил второй участник проекта «Народный репортер», видеооператор Дмитрий Горбунов.

ДР/ МЛ/ИЧ/ТП, belsat.eu

Новостная лента